В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ проходит выставка Третьяковской галереи. Среди масштабных экспонатов, представленных на ней, особо обращают на себя внимание два горельефа. Первый создан коллективом из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем. Второй — работа Исидора Фрих-Хара, одного из самых самобытных советских скульпторов-керамистов. Об этом ссообщили на официальном сайте мэра Москвы.
Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» — одна из самых выдающихся работ Евгения Вучетича, автора монументов «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!».
На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне самых известных сооружений эпохи социализма — высотки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, плотины ГЭС и других. На площади 90 квадратных метров скульптор изобразил более 1,5 тысячи человек, в том числе около 30 основных персонажей показаны на первом плане. При реставрации и исследовании исторических документов выяснилось, что их прототипами были реальные люди. Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, в нарядно одетой женщине рядом с ним можно узнать знаменитую актрису Аллу Тарасову, а человек с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Бронзовый скульптурный портрет знаменитого хлопкороба, созданный Евгением Вучетичем в 1948 году, тоже представлен в экспозиции #ТретьяковкаНаВДНХ.
Созданный к открытию павильона «Центральный» в 1954 году горельеф позднее был скрыт за листами фанеры. Его обнаружили в 2014-м при реставрации павильона. Это произведение искусства стало одной из самых значительных находок на ВДНХ. Однако оказалось, что часть элементов отсутствует. Узнав о начале реставрации, горожане начали возвращать реставраторам фрагменты монументального произведения. Так подлинные детали горельефа вернулись на свои исторические места.
Специалисты восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили грязь, пятна и поздние тонировки, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Кроме того, мастера заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали красочное покрытие в авторском цвете, придали бронзовый оттенок поверхности. На восстановление этого считавшегося утраченным произведения искусства потребовалось чуть более года.
Горельеф «Жить стало лучше, жить стало веселее» («Праздник в азербайджанском колхозе») выполнен в технике майолики. Его размеры составляют 153 на 265 сантиметров. Произведение отражает взгляд автора на коллективизацию, при этом в нем нет преобладания идеологии над художественным образом.
Исидор Фрих-Хар известен как выдающийся скульптор-керамист, создававший утилитарные предметы, произведения малых форм, работы станкового и монументально-декоративного характера, включая крупные рельефы, оформление светильников и фигуры для фонтанов. В 1926 году он начал трудиться на Тверской фарфоро-фаянсовой фабрике имени М.И. Калинина в Кузнецове, где позднее основал экспериментальную художественную лабораторию. Там же был создан и горельеф для ВДНХ.
Непосредственность языка народного искусства создает атмосферу искреннего всеобщего веселья и праздника, которая передается прежде всего через яркую цветовую палитру. Скульптору удалось запечатлеть счастливый момент в жизни людей — застолье среди роскошной и щедрой природы. В интерпретации Исидора Фрих-Хара колхозный праздник выглядит как традиционный пир по случаю осеннего урожая, где звучит музыка и царит атмосфера согласия и любви, а под сенью деревьев с плодами граната стоит стол, полный яств и щедрых даров. Персонажи, участвующие в празднике, изображены строго фронтально, они торжественно выстроены перед зрителем. Используя элементы языка примитивизма, скульптор показывает возвышенный характер действия, которое воспринимается как важный ритуал.
Черты современности этой сцене придают слова на красной ленте, расположенной над головами колхозников: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
Это вариант фразы из выступления Иосифа Сталина в ноябре 1935 года на I Всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев.
Открытие новых музейных объектов ВДНХ соответствует задачам национального проекта «Туризм и гостеприимство». Выставка #ТретьяковкаНаВДНХ представляет собой часть собрания крупнейшего национального музея России, объединяет искусство и историю. Проект подготовлен специально для павильона № 1 «Центральный».
#ТретьяковкаНаВДНХ стала первой художественной выставкой в павильоне, который открылся для посетителей после масштабной реставрации в рамках программы «Возрождение ВДНХ». Здесь представлена живопись и скульптура ведущих мастеров 1930-1960-х годов ХХ века, а также современных художников. В восьми выставочных залах площадью 2,5 тысячи квадратных метров в уникальных климатических витринах можно увидеть более 30 работ. За два месяца с момента открытия выставку посетили около 45 тысяч человек.
Выставка Третьяковской галереи в павильоне № 1 «Центральный» продлится до сентября 2025 года.
Свежие комментарии